Стратегия развития малого бизнеса

Стратегия развития малого бизнесаВремя чтения: 11 минут


Многие идеи малого бизнеса могут развиваться и в средний, и в крупный бизнес. Правильная стратегия развития малого бизнеса позволит быстро и без лишних трат поднять бизнес проект вверх, увеличив доходы актива. Любой бизнес должен иметь стратегию развития, иначе он может быть подавлен конкуренцией и потеряет статус на рынке. В данной статье мы рассмотрим все аспекты, которые необходимо учитывать при составлении стратегии развития малого бизнеса.

Немного теории перед определением стратегии

Во первых, необходимо понять, что представляет собой наш бизнес на рынке, куда мы стремимся попасть, какой капитал для развития бизнеса мы имеем, кто наши конкуренты, что мы можем улучшить, как бороться с конкурентами, как привлекать больше клиентов и т.д. Каждый вопрос должен быть расписан полностью и должен иметь конкретный ответ.

Аспекты, которые должны развиваться в любом бизнесе:

расширение клиентской базы;

— уничтожение конкуренции методом красного или голубого океана;

— улучшение работы с клиентами;

— поиски дополнительного предложения;

— расширение территории бизнеса;

— увеличение ассортимента товаров, вариантов услуг.

Стратегия развития, отталкиваясь от путей развития малого бизнеса

Для малого бизнеса существует 8 путей развития малого бизнеса. Каждый бизнес может придерживаться от 1 до 3 путей развития. Выбрав один из путей, отталкиваясь от выбранной бизнес идеи, вы составляете стратегию развития малого бизнеса. Определить, по какому пути должен пойти ваш бизнес вы сможете, прочтя статью пути развития малого бизнеса.

Определяем стратегию малого бизнеса

Любой бизнес развивается в следующей последовательности:

  1. Определяем, что необходимо вашему бизнесу. Нужно понять, до каких пределов вы готовы расти, что именно нужно улучшить в вашем бизнес проекте. Если это бизнес по продажам, то возможно увеличение ассортимента, дополнительный товар, дополнительные способы продаж товара, создание филиалов и т.д. Услуги же могут включать в себя продажи, как и продажи включать услуги, дополнительное предложение, удобства и т.д.
  2. Считаем капитал. На каждый аспект необходимо потратить определенную сумму. Вы не сможете потратить на определенный аспект больше, чем у вас есть. Вы не сможете отдать все деньги только на увеличение ассортимента, позабыв об удобствах и рекламе. Сумма должна быть конкретной, как и аспекты, на которые уйдут деньги.
  3. Распределение на этапы. Это и есть составление аспектов развития и определение суммы на их развитие. Составьте четкий план, проанализировав свой бизнес; узнайте о мнении клиентов и о конкурентах; каждый этап должен стать лучше, чем был, если это необходимо.

Выбор стратегии развития малого бизнеса

Стратегия развития малого бизнесаЕсть три вида стратегии бизнеса:

1. Конкретика на годы вперед. Т.е. ставим план и добиваемся

При составлении стратегии вы учитываете только то, что необходимо развивать в бизнесе, не глядя на рынок, конкурентов и потребности клиентов. Если ваш бизнес стабилен при любых изменениях на рынке, то именно такой вид стратегии подойдет вам.


2. Пробуем что-то новое

Дополняем бизнес новыми фишками, постоянно ищем варианты дополнительного предложения, чтобы получать большую прибыль. Ищем новые возможности. Например, новый вид ассортимента к товарам или новый вид услуг к основному бизнесу. Ярчайшими примерами может стать бизнес муж на час, где можно внедрять все больше новых услуг и смотреть, насколько они будут нужными для клиентов.


3. Следим за рынком

Появилась необходимость – создаем бизнес. Например, при образовательном бизнесе можно преподавать новые курсы по новым программам или профессиям, востребованным на рынке. Продажа вещей способствует слежением за модой и трендами.

Выбор одной из стратегий также зависит от вашей бизнес идеи. Если возможно к одной идеи приписывать новые, выбирайте второй вариант; если идея может меняться в зависимости от изменения рынка, выбирайте третий вид стратегии; в ином случае не изобретайте велосипед, составляйте план и придерживайтесь данной стратегии развития малого бизнеса.

Что должны учитывать при постановке цели

Мы имеем 5 основных действий, которые должны быть расписаны на каждый аспект развития:

Конкретика – создайте конкретную цель.

Если это клиенты, то поставьте цель увеличить количество клиентов. Если это ассортимент, то и здесь  то же самое.

Цифры – подкрепите цель цифрами.

Клиентуру увеличить в 2 раза; увеличение ассортимента в полтора раза.

Реальность – оцените, насколько реально это сделать.

Реально увеличить каждый аспект?

Реализация – работа над всем вышеперечисленным.

Какие методы будут использоваться для увеличения клиентов? Где брать инвестиции для увеличения ассортимента?

Время – ставьте ограничения по времени для достижения целей.

Каждая цель должна быть ограничена по времени. За год мы увеличим клиентскую базу и ассортимент.

Подобным методом должна быть расписана каждый аспект развития; поставив конкретную цель, подкрепите ее конкретными цифрами, приближенными к реальности, затем распишите план по реализации аспекта и ограничьте реализацию временем. Именно так и развивается бизнес проект.

Матрица развития бизнеса

Чтобы вам было проще понять, куда растет ваша идея, создайте матрицу следующего вида:

Стратегия развития малого бизнесаКуда мы продаем (т.е. география бизнеса); Кому мы продаем (людям, компаниям); Как и что мы продаем.

Данная матрица должна постоянно расти. Например, вы продаете товары для детей в своем районе. Вы можете вырасти и занять несколько районов вашего города, а через несколько лет и весь город. Продажи могут вестись как обычным людям, так и крупными партиями оптом в детские сады и т.д. Методы продаж также увеличиваются, создаются дополнительные магазины, создается сайт и прайс товаров и т.д.

Стратегия развитие нескольких проектов

Если вы решили стать серьезным предпринимателем, имеющим несколько бизнес проектов, то они должны придерживаться определенного плана развития. Распишем план создание нескольких бизнес проектов:

Идея. Первым делом появляется идея.

Развитие. Бизнес развивается за определенный промежуток времени.

Прибыль. Бизнес стабилизировался и начал приносить постоянный доход.

Идея. Ищем новую идею; вкладываем чистую прибыль с предыдущей идеи в новую.

Дальше все идет также, и так по кругу.

Плюсы данного способа создания бизнес проектов заключаются в следующем:

— прибыль одно бизнеса порождает другой бизнес.

— создается больше активов, соответственно и выше прибыль.

— подушка безопасности; потеря одного бизнеса не сильно пошатнет ваше положение.

Стратегия BCG

Стратегия развития малого бизнесаТакже существует стратегия BCG, основанная на новых идеях (новых продуктах на рынке)

Идея (начало) – Звезда (большая известность) – Дойная корова (время зарабатывать) – Спад (потеря актуальности и прибыли)

Проще говоря, вы придумываете идею, она набирает популярность, вы зарабатываете хорошие деньги, далее идет спад и идея уже менее актуальна. Вся суть в том, чтобы получить популярность и во время пребывания идеи в топе, заработать как можно больше денег. Именно такой стратегии придерживаются инвесторы: вкладывая деньги в новые проекты, они ждут популярности и повышение стоимости акций. Чувствуя, что идея утихает, они продают акции, зарабатывая миллионы.

Стратегия и войны

Выбирая стратегию развития малого бизнеса, вы должны понимать, что ваш проект не единственный в городе или в интернете. Конкуренты есть практически всегда, и если в вашем случае они есть, то вам придется бороться с конкурентами. Война с конкуренцией зависит от того, кем является ваш бизнес; именно от этого и выбирается стратегия борьбы с конкуренцией:

1. Оборона для лидеров. Улучшаем самих себя

Если ваш проект номер один в городе, вы должны залатать все дыры в работе бизнеса, тем самым обезопасить уход клиентов к конкурентам. Работайте над своим бизнесом, давайте клиенту больше, чем он требует. Улучшите условия работы с клиентами, увеличивайте ассортимент, найдите дополнительные предложения, ищите варианты совмещение бизнес идей. Сделайте все, чтобы прибрать к рукам весь рынок и не упустить клиентов.


2. Атака для 2-3 места на рынке. Находим минусы у конкурентов и становимся идеальными

Те самые дыры, которые не залатал ваш главный конкурент. Ищите способы обойти главных конкурентов, выполняя все те же действия, что и при обороне бизнеса. Только в вашем случае вы должны стать лучше не только себя, но и своих конкурентов.


3. Фланговая атака для новичков. Ищем фишку, чего нет у конкурентов

Новому бизнесу всегда сложней пробиться вверх. Поэтому главными козырями могут быть: удобства, низкие цены, оригинальная подача услуг, фишки и т.д.


4. Партизанская атака. Быть самим собой – оригиналом

Здесь как раз речь идет о максимальном сужении темы бизнеса и становлении оригинального бизнеса. Например, при изготовлении печей, создавайте оригинальные печи, более лучшие в применении. Дайте понять клиенту, что именно ваши печи должны приобретать люди.

Привлечение клиентов

В любом бизнесе есть 3 вида клиентов:

Будущие клиенты. Такие клиенты узнают о бизнесе за счет постоянной рекламы и сарафанного радио.

Клиенты, принципиально не пользующиеся вашими услугами. Более сложные клиенты, но и их привлечь можно. Достаточно сделать скидку и предложить «вкусить» ваш товар, узнать его качество. Клиент продует ваши услуги, радуется качествам и становится клиентом на долгие годы.

Клиенты, которые о вас не знают и не интересуются вашей нишей. Более сложный вид клиентов, ведь им не интересны ваши услуги. Здесь также важна качественная реклама, возможно даже использование навязчивой рекламы. Воздействуйте эмоциональностью. Например, рекламируя массажный салон, расскажите о вреде постоянной работе, стрессах и проблеме со спиной у людей после 40. А вот массаж раз в неделю избавит человека от мучительной старости. Пару картинок, видео реклама, отзывы и другое подействует на клиента, и он заинтересуется вашими услугами.

Разработайте оригинальную концепцию подачи товара или услуг. Это привлечет любой вид клиентов при любой конкуренции, например: товары для детей – продажа возле детсадов или на аттракционах; определенные услуги на свежем воздухе и т.д.

Итого

Стратегия развития малого бизнеса должна составляться после оценки бизнес идеи и запуска бизнеса. Оценив конкуренцию, рынок и свои возможности, вы сможете составить четкую стратегию развития бизнеса и направить его в нужном направлении. Без стратегии не будет результата, как ни старайтесь. Поэтому составляйте стратегию, распечатайте и разместите все диаграммы, таблицы, матрицы и прочее на видном месте, постоянно придерживайтесь указанных сроков и ведите свой бизнес по вертикали, постоянно развивая, пока не достигните нужной точки.

Пример стратегии развития бизнеса смотрите здесь!


Будет интересно почитать:

Сарафанное радио

Правила ведения бизнеса

Создание сайта для бизнеса

Создание бизнес плана

Способы продвижения продукта